Вы располагаетесь в Абакане и приняли решение посмотреть еще что-то сравнительно без проблем дешевое? Нет ничего легче, лишь в 30 км от Абакана, который и городом-то стал лишь 80 лет тому назад (а мог и не стать) располагается старый Минусинск, однажды центр Минусинского округа Енисейской губернии, подробнее на в Минусинске.
Как туда угодить? Просто. На автовокзале Абакана (слева) стоят маршрутки номер120. За 30 рублей. оплаченных в кассы, а не автолюбителю (это принципиально, есть весть на любой путь!) вы без проблем унесетесь через Енисей.
Вот с него. Маршрутки останавливаются там, где голубая и черная вывески.
Есть еще и городские ПАЗики такого же маршрута, а я даже опасаюсь задумывать, сколько времени продлится ваша поездка. Но в то же время они еще выгоднее.
Ехав мимо большой надписи «Абакан»…
… мимо некоторого радиоцентра, переехав по «Мосту Дружбы» из Хакасии в Красноярский край, перед вами возникают кварталы сомнительно знакомых сегодняшних домов, похожие на дома во всех спальных участках страны. Маршрутка далее не едет.
Оказывается, Минусинск это просто 2 различных города (админстративно значащихся как 1). Есть старый Минусинск – туда немногие добирается, автовокзал полузаброшен, населения не много, но в то же время очень много частного сектора.
И есть новый Минусинск – десяток кварталов абсолютно обычных домов, больше всего мне напомнившие глубины Санкт-Петербургского Купчино (и более того – Дунайский каталог). Здесь всего лишь этажность меньше, а высота улиц абсолютно петербургская. Это все логично, так как питерцы и планировали данный новый город. В конце 70-х и конце 80-х города старались планировать полностью и вот именно новый Минусинск ослепительный этому образец. Мы еще повстречаемся с таким еще не менее возмутительном примером – Саяногорском.
Лишь 1 иллюстрирующий кадр.
После строительства Минусинской ТЭЦ и прочих предприятий электротехнического комплекса (для работников которого и были сконструированы эти кварталы) у любых горячих комсомольцев были идеи даже переименовать город в Электроград. А что? Модно, стильно, молодежно.
Так вот, вас ссадили на Абаканской улице среди передового проспекта, а вам нужно в устаревшую часть города. Как быть? Идти вперед.
Через 10 секунд, пройдя мост, вы и угодите в знаменательный центр города, при этом угодите . Увидели храм – прибыли на место 🙂
История (быстро):
Русские в Минусинскую котловину угождали и еще до этого, а жестко зафиксироваться сумели только к концу XVIII столетия. В 1741 г. в докладе Берг-коллегии докладывается о неизвестной селе работников Лугазского медеплавильного автозавода у впадении речки Недостатки в Енисей. Завод-то в 1744 г. закрылся, а деревня – осталась. И получила наименование по реке – «Минусинская».
Дальше село (1780 г.), центр волости (1797 г.), центр округа и синхронно город (с 1822 г. и это для Сибири весьма рано). При серьезном управленческом великолепии город выходил все равно весьма деревенским. В 1841 г. числился 1 торговец 2-й гильдии и 6 – 3-й, при том, что даже вписанные здесь торговцы преимущественно жили в иных городах.
К 1899 г. дело потолстело и вышло даже несколько первогильдейных торговцев (Вильнер Г. М., Занин И. И. и другие.). Дело в том, что растущие фермерское население края давало все меньше сельхозпродуктов (зерна), следовательно возникал и торговый энтузиазм. Также Минусинск стоял на торговом пути в Тувинский край (современную Туву) и дальше в КНР.
Никаким фабричным центром к границе веков (XIX-XX) Минусинск не был, так как крупнейшими заводами были Пивной автозавод (1895 г.) обывателя Ельдештейна И. Е. (ха-ха-ха, паял российскую цивилизацию) и коньячный автозавод братьев Даниловых (с 1904 г. – монополия). Многое другое не выходило за рамки мельниц и домашних салотопенных заводиков.
Огромным мероприятием и прорывом на российский рынок стало поступление первого парохода по Енисею из Красноярска (1882 г.). Речка тогда была лучшей и качественной дорогой, впрочем наводка была мала по времени. Ссыльнокаторжный Ульянов также прибыл из Красноярска в Минусинск на пароходе, а к месту сноски – в Шушенское – проехал по земле.
Надо сказать, что есть и Ж/Д машина «Минусинск», появившаяся ощутимо позднее (1960), а я до сегодняшнего дня не могу осознать, отчего установку нужно было делать за 12 км от самого города. Весьма утонченное надругательство по моему мнению.
Ясно, что правительство оценивало такие труднодуступные места, так как в Отечественной Империи всегда были те, кого незамедлительно нужно выслать с глаз прочь. Вследствие этого тут начиная практически с декабристов было просто плотно от штрафованных. Поляки, народники, социал-демократы, марксисты и участники Федеральных Мыслей различных созывов. Сам Король Кропоткин и сама «бабушка русской революции» Елена Брешко-Брешковская не избежали визита в эти доброжелательные (без драматичности), а весьма уж дальние от политики края.
Не говорю уж о самом известном персонаже, начальнике «Общеста войны за избавление российского народа» и брата цареубийцы, Ульянова В.И. Впрочем он проехал еще далее по Енисею, а в Минусинске был часто. Так как полицейский участок был здесь, то и в многообразные сношения с администрацией также нужно было входить здесь.
Не нужно размышлять, что Русская власть была глупее монаршей. Очень известным русским общественно-политическим ссыльнокаторжным стал наверное Л.Б. Каменев, впрочем фамилии Мартова и Рудзутака также многим увлекающимся историей установлены.
Будущая история Минусинска – это история увядания. Однажды обходной центр (один из 5 во всей Енисейской губернии), отныне лишь один из многих райцентров севера Красноярского Края, впрочем и город граничного повиновения. Жизнь бушует в Абакане, Саяногорске и немного в новом Минусинске. В старой же части города негромко как в омуте.