Что на рынке валют Украины в заключительные дни не все спокойно- ни для кого не является секретом. Другое дело — как далеко все зашло? Здесь соображения и оценки расходятся.
Тем не менее, никаких катастроф в обозримой возможности в точности не ожидается.
Напоминаем: 28 февраля масштабы продаж на межбанковском рынке валют добились небывалой для Украины планки — $5, 096 млн. На следующий день размер несколько понизился, а все равно совокупность была большой — $3,163 млн.
Здесь стоит отметить, что дела с государственной денежной единицей обстояли не благоприятно еще еще до нынешних происшествий: дали о себе понимать снижение изготовления и главных макроэкономических характеристик, отрицательное сальдо платежного баланса, задолженности по получкам бюджетникам и социальным платежам…
Отрицательные линии на рынке валют увеличились после того, как правительство отказалось от договора об организации с ЕС. Как бы ни хвалили данный шаг в самом правительстве, рынок несомненно исчислил его как плохой для российской экономики.
В итоге каждодневные масштабы продаж нарастали с весны: в начале октября — примерно $1,26 миллиона, в начале ноября — 1,48, в начале января — 1,95. Отечественные 3 миллиона дали только краткосрочную тень упрощения. А скоро обнаружилось, что отечественные миллионы упали в такую же «черную дыру», что и весь славянский расчет, а очередной оборот общественно-политического противоборства после 16 февраля потянул за собой и близкую денежную единицу — курс на межбанке поплыл от 8,36 до 8,6 и больше.
Трехдневные интервенции Национального банка, который выкидывал на рынок доллар по 8,4 гривны, приостановили линию, а очевидно на некоторое время. На последующие крупные интервенции у НБУ просто может не хватить денежных средств.
Вопрос, стоило ли это делать вообще, если, по словам ряда специалистов, гривна очевидно переоценена и настоящая ее стоимость, по определенным анализам, — около 9,5 за доллар? Стоило!
В первую очередь, потом, чтобы не разрешить паники. Если снижение гривны длилось бы теми же ритмами, испуганное население начало бы широко исключать из банков собственные гривневые вклады и сметать денежную единицу. Это не соблюло бы надежность кредитной системы еще больше понизило курс гривны.
Тем не менее, совершенно паники избежать не удалось — поползли некоторые слухи о том, что банки будто бы сдерживают либо совсем заканчивают реализацию денежные единицы населению (кстати: ясно, для чего ввели реализацию денежные единицы по документом, а для чего было использовать такую же процедуру к приобретению банком денежные единицы у населения?). В прессе возникли данные, доказывающие либо опровергающие эти некоторые слухи. Тем не менее, опровержения удались какие-то невразумительные, к примеру: «Суммы до 500 долларов США либо euro, а в отдельных случаях и больше, в Киеве можно свободно приобрести во всех отделах банков». Означает, действительно не во всех?
Также, по откликам заказчиков, приобрести более 100 долларов США было все же трудно — так как межбанковский курс в определенные дни прыгал по нескольку раз, а изменять разменный курс на протяжении дня банку запрещено. Так можно и в урон залететь, потому банки и показывали предосторожность.
Топлива в свет подливают и туристические операторы — прибавили курс доллара США к гривне, по которому принимали плату от заказчиков. Во всех компаниях он 27 февраля составил 8,6 гривны.
Еще один плохой момент: уровень непосредственных зарубежных вложений на Украину в 2016 г, по известию Азиатской бизнес-ассоциации, понизился на 50%. Ясно, отчего: так как существенная часть этих вложений — действительно наши же, российские денежные средства, когда-то отвезенные олигархами за границу. А в настоящее время возвращать их на Украину настолько же рискованно, как и располагаться на Украине самим этим олигархам.
Называют и прочие причины денежной непостоянности. К примеру, Анатолий Азаров «под занавес», как обычно, смутил нестандартным взглядом на неприятности страны. С его точки зрения, во всем виноваты СМИ — это они добавляют сомнение к власти, и в случае если они рассказывают о непостоянности денежные единицы — так оно и будет…
Еще один зачинщик — денежные маклаки. Если уж проходит какой-нибудь процесс (не важно, положительный либо отрицательный), кто-то в обязательном порядке предпримет попытку на нем заработать Так и здесь: вице-президент Российского аналитического центра Александр Охрименко утверждает, что в субботу 24 февраля и четверг 27 февраля на межбанковском рынке валют была организована целеустремленная возбуждение,
Согласно заявлению специалиста, ряд банков «умышленно с помощью небольших контрактов увеличивали курс доллара США, приобретали денежную единицу по вымышленным договорам с собственными офшорами, придавали беспорядок и панику». Банки, которые имел в виду господин Охрименко, реализуют доллары США по повышенному курсу, а при этом удерживают пониженный курс приобретения (тем не менее, в точности также и без любых кризисов себя ведут банки, у которых просто не все в порядке с состоянием).
А воздействие самих по себе уличных активов здесь именно максимально. Впрочем ряд банков закрыли собственные отдела на Крещатике, а другие — работают. И, кстати, за все время народных возражений в центре Киева не был ограблен ни один самый неглубокий ящик. Другое дело, что нерешительности в вопросе устойчивости денежные единицы дополняет непостоянность ситуации в стране в общем.
Какие здесь могут быть прогнозы? Логично, что в текущей обстановки что-нибудь предсказывать — занятие бессмысленное, если ты не «раскрученный» астроном. Можно только в общем допустить 2 вида исхода из общественно-политического кризиса.
Если власти удастся задушить ответ силовыми способами (что практически невозможно), логично, это будет только кратковременная победа, так как причины для недовольства не пропадут, скорее всего — усугубятся. О какой-нибудь модернизации, о формировании экономики не будет идти речь, напротив — она будет все меньше преобразовываться в сырьевой придаток южного соседа. Потому курс гривны может несколько «откатиться» и стабилизироваться — а на отличной планке (к примеру, 8,5). А с течением времени может вообще подняться вопрос о том, как необходима государственная цена как такая, если есть рубль — подымался же такой вопрос в Белоруссии!
При другом финале общественно-политического противоборства экономика может получить повод повышения, если будет предложен точный и действующий план ее структурной модернизации. Тогда гривне может прийти прежняя известность — а не сразу, а только после того, как скелетные реформы принесут собственные плоды.
А 3-й вариант, промежуточный, как хорошо видно по развитию ситуации, невероятен.