Современному человеку приходится жить в постоянно меняющемся мире, где то, что еще вчера считали фантастикой, сегодня становится повседневностью и нормой. Конечно, нынешнее время можно назвать прекрасным и невероятно интересным, но оно, в свою очередь, заставляет каждого из нас жить в бешеном темпе и решать задачи, требующие значительного вложения сил и времени. В поисках нужного ответа человеку приходится перечитывать массу литературы и спрашивать совета у знакомых. Но и это не всегда помогает в решении проблемы. И здесь на помощь приходит методика, позволяющая из множества вариантов ответа найти тот единственный, который и позволит успешно справиться с поставленной задачей. Что это за способ? Его называют методом мозгового штурма. В чем он заключается и как его можно использовать на практике? Попробуем разобраться с этим вопросом.
Суть метода
Способ, позволяющий успешно решить поставленную задачу, который называют еще брейнстормингом, заключается в активизации того творческого потенциала, которым обладает целая группа людей. Для этого собирается небольшой коллектив, каждый член которого принимает участие в дискуссии. Разговор касается той или иной ранее озвученной проблемы.
Цель метода мозгового штурма заключается в том, чтобы собрать максимальное количество идей, которые призваны решить поставленную задачу. Причем сделать это необходимо в предельно сжатые сроки. Метод мозгового штурма дает возможность оптимизации креативного мышления коллектива и получения максимально эффективной идеи для ее последующего воплощения в жизнь.
Сфера применения
Использование метода мозгового штурма (ММШ) является на сегодняшний день одним из самых эффективных способов проведения экспертной оценки. Его используют в научно-технических направлениях, в менеджменте и даже в тех случаях, когда необходимо решить личные проблемы. Находит также свое применение метод мозгового штурма в играх. Другими словами, везде, где требуется эффективный и быстрый выход из сложившейся ситуации.
Сфера применения метода мозгового штурма обширна и касается тех случаев, когда:
- объект, подвергающийся исследованию, не подлежит строгой формализации или математическому описанию;
- характеристика объекта изучения обоснована недостаточно в связи с отсутствием обстоятельной статистики;
- функционирование объекта отличается многовариантностью и зависит от большого количества факторов;
- возникает необходимость в прогнозе сложных явлений из экономической сферы, которые постоянно эволюционируют и динамически развиваются;
- существующая обстановка не приемлет других способов решения задачи.
Под описанные выше условия подпадает достаточно широкий спектр экономических и социальных процессов. Подобной сферой применения обладают и другие методы экспертных оценок. Мозгового штурма не должно быть в тех ситуациях, когда рассматриваемый объект хорошо изучен и прогнозируем.
История создания
Основоположником метода мозгового штурма считается известный копирайтер, основатель информационной компании BBD&O Алекс Осборн. ММШ был изобретен в середине 20 века и на сегодняшний день весьма востребован руководителями, стремящимися принять особенные, принципиального новые и креативные решения, в основе которых лежит фактор «коллективного разума».
Что помогает найти решение проблемы методом мозгового штурма? Теория Алекса Осборна основана на том, что очень часто люди просто не хотят высказывать неординарные варианты, позволяющие прийти к решению проблемы, из-за боязни их осуждения со стороны начальства, друзей, коллег и т.д. Метод мозгового штурма относится к тем, которые категорически исключают порицание или оценку любых идей на начальных стадиях их зарождения. В итоге был предложен способ, эффективность которого является поистине уникальной. При его использовании небольшой коллектив, состоящий из 6-10 человек, в течение всего 10 минут способен предложить 150 и более самых разных идей. Это становится возможным из-за запрета вынесения приговора любым мыслям в начале обсуждения, а также благодаря соблюдению принципа перевода количества в качество. Применение метода мозгового штурма предполагает первоначальный отбор лучших идей. Уточнение деталей происходит в конце обсуждения.
Первое применение
На сегодняшний день можно привести многочисленные примеры метода мозгового штурма, использованного на практике. Но первое его применение произошло еще в годы, когда многие страны были охвачены Второй мировой войной. В то время мистер Осборн был вовсе не копирайтером или бизнесменом. Он служил капитаном на торговом судне, регулярно курсировавшем между воюющей Европой и благополучной Америкой. Нередко на морских просторах безоружные корабли погибали, пущенные на дно немецкими торпедами. Для того чтобы избежать опасности, Алексу Осборну, который увлекался историей, пришлось вспомнить практику, применяемую для разрешения критических ситуаций еще древними моряками-викингами.
После того как ему, капитану торгового судна, передали радиограмму, в которой говорилось о возможной атаке подводной лодки противника, на палубе была собрана вся команда. Осборн предложил всем высказать свое мнение о путях выхода из кризисной ситуации. Таким образом, капитаном американского судна был реанимирован древнейший метод управленческого решения — мозговой штурм (так он сам назвал его). Члены команды судна высказали множество на первый взгляд абсурдных решений. И в то же время среди них было выбрано одно, перешедшее затем на стадию переосмысления. Решение заключалось в том, чтобы команда судна построилась вдоль того борта, к которому будет двигаться торпеда, и начала дуть на нее, что должно привести к отклонению смертоносного снаряда. Американскому кораблю повезло. Немецкая подлодка в то плавание прошла мимо. Однако примененный капитаном метод принятия решений — мозговой штурм — принес свои плоды. Несколько позже Осборном было запатентовано изобретение. Оно предусматривало монтаж к борту корабля мощного винта, который включался в нужное время и создавал струю такой силы, что торпеде приходилось менять угол атаки и направляться в другую сторону.
Методическая основа ММШ
Изучение истории указывает на то, что родоначальниками брейнсторминга были вовсе не древние викинги. Что же послужило основой теории мозгового штурма? Эвристический метод Сократа. По мнению древнего философа, искусные вопросы позволяют побудить любого человека к раскрытию им потенциальных способностей. Каждую беседу Сократ воспринимал в качестве важнейшего инструмента, позволяющего прояснить истину.
Эта идея получила свое развитие в теории Алекса Осборна. Американскому копирайтеру удалось смоделировать ту обстановку, которая, с учетом применения самых простых правил, пробуждает творчество людей, находящихся в коллективе.
На примерах метода мозгового штурма был создан метод синектики, который мотивирует интеллектуальную деятельность различных коллективов и сообществ.
Организация группового обсуждения проблемы
В чем заключен главный потенциал метода мозгового штурма? Как правильно организовать подобное обсуждение?
Метод мозгового штурма позволяет запустить механизм коллективного разума, позволяющий найти решение актуальных вопросов различной направленности. На сегодняшний день он прочно вошел в практику деятельности корпораций, став ведущим способом при выборе оптимальных путей решения различных многовариантных задач. При этом возникли его разновидности, которые также являются весьма востребованными. Вот лишь некоторые из методов мозгового штурма:
- метод Дельфи;
- мозговая атака, подразумевающая использование доски;
- «японский»;
- брейн-ринг.
Каждый из этих способов обладает своей особенностью. Но для того чтобы как можно глубже понять их смысл, прежде всего необходимо ознакомиться с классическим ММШ и с методиками его проведения.
Подготовительный этап
Для качественной реализации этой ступени ММШ потребуется соблюсти некоторые организационные моменты. В частности, необходимо придерживаться основных этапов методики. Первый из них является установочным. Его желательно проводить недели за две до проведения основной части ММШ.
Метод мозгового штурма может быть осуществлен при четкой формулировке проблемы с выбранным ведущим, с подбором двух групп, необходимых для генерации различных вариантов решения, а также для дальнейшей экспертной оценки. К этапу организации ММШ потребуется отнестись со всей ответственностью. Это позволит избежать ошибок, которые снизят эффективность метода. Например, неясная и нечеткая постановка задачи и цели уже изначально приведет к нулевой эффективности. И напротив. Выставленная на коллективное обсуждение задача, обладающая неоднозначной структурой, то есть по своей сути состоящая из нескольких задач, способна запутать обсуждающих, которые не поймут порядка разрешения проблем и их приоритетности.
Состав групп
Оптимальным числом участников коллективного обсуждения является 7. Но допустим и состав групп, в которые входит от 6 до 12 членов. Формирование более мелких команд не рекомендуется, так как в таком случае становится весьма трудным достижение творческой атмосферы.
Желательно, чтобы в группе присутствовали люди самых разных профессий. При этом ММШ предусматривает и наличие приглашенных лиц, являющихся специалистами в определенной области. Более динамичной работы удается добиться в смешанных группах, где присутствуют женщины и мужчины. Также важно сбалансировать число участников, которые обладают созерцательной и активной жизненной позицией.
Присутствующий при использовании метода мозгового штурма руководитель должен быть оптимистично настроен на решение обсуждаемой проблемы. В противном случае будет получен отрицательный эффект.
Перед тем как приступить ко второму этапу ММШ – обсуждению, участникам групп формулируют проблему и говорят о дате мероприятия. Это должно произойти за несколько дней до ММШ.
Временные рамки
Проводимая мозговая атака будет обладать максимальным эффектом, если ее провести в промежутке между 10.00 и 12.00 или 14.00 и 17.00. Участников группы желательно собрать в изолированной от шума отдельной комнате, в которой может быть размещен плакат с правилами ММШ, а также доска для оперативного отображения на ней полученных идей.
Всех членов коллектива необходимо рассадить в окружении стола руководителя по эллипсу или квадрату. Весь ход обсуждения должен быть записан на видео или на магнитофон, что позволит не упустить каждую из высказанных идей. На подобном мероприятии приветствуется умеренный юмор.
Применяют метод в течение 40-60 минут, в зависимости от сложности обсуждаемой проблемы. Самые легкие вопросы решаются на протяжении четверти часа.
Генерация идей
На данном этапе происходит напряженная интеллектуальная работа всех присутствующих. К его наступлению все участники групп должны быть максимально настроены на творческие мысли. Помочь им в этом должна квалификация ведущего. Этот человек делает плавное и краткое выступление, выразив свое убеждение в том, что в комнате собрались только креативные и творческие люди и результатом их работы станет успех всего мероприятия. Также ведущим должна быть проведена непродолжительная интеллектуальная разминка, во время которой он задает аудитории любые нескучные вопросы. Например, о том, какое прозвище у Пушкина было в лицейские годы (Егоза).
Стоит иметь в виду, что метод мозгового штурма — это вовсе не совещание с дремлющими на задних рядах сотрудниками. Это работа, которая на этапе реализации должна быть направлена на сбор максимума вариантов, которые позволили бы решить ту или иную проблему. Считается, что ММШ проведен эффективно, если за 30 минут предложено более 150 направлений действий.
Фиксация идей
Предложенные варианты могут быть записаны двумя способами. Первый из них подразумевает высказывание всех идей участниками по очереди. В таком случае каждый из вариантов отображается одним специально назначенным человеком. При втором способе участники группы высказывают свои идеи в любое время. Для фиксации предложенных вариантов выбираются 2-3 человека. Со всеми записями ознакамливается группа рецензирования, которая не должна давать никакой предварительной оценки. Она просто принимает все идеи к сведению.
Экспертная оценка
На следующем этапе метода мозгового штурма все поступившие предложения вначале группируются по темам. Это позволяет выделить наиболее удачные решения. После этого алгоритм обсуждения отобранных вариантов предполагает применения метода Парето. Он назван в честь социолога, открывшего данный принцип, который гласит о том, что 20 процентов усилий позволяют дать 80 процентов результата.
ММШ предполагает выстраивание таблицы Парето, в которой по каждому отобранному фактору, предназначенному для решения проблемы, указано количество его повторений, а также % к общему числу. После этого выстраивается диаграмма. Это графическое изображение столбикового типа на своей вертикальной оси отображает количество возникновений факторов, а на горизонтальной – порядок убывания значимости этих факторов. Конечный этап ММШ предполагает проведение анализа диаграммы Парето.
Практика использования в вузах
Применяют мозговой штурм и как метод обучения. Его изучают в вузах, что позволяет решать профильные вопросы и приобщать студентов к научно-исследовательской работе.
Для того чтобы обучить методу мозгового штурма, в высших учебных заведениях используются специально созданные образовательные методики. Они позволяют тренировать оригинальность мышления, а также его гибкость — семантическую и образную.
Мозговой штурм как метод обучения позволяет будущим специалистам продуцировать в сжатый период времени максимум идей и развивает в них способность не пропускать новые, наиболее продуктивные направления деятельности.
Виды ММШ
Мозговой штурм, используемый в качестве одного из методов обучения, предполагает освоение студентами различных его подвидов.
- Брейн-ринг. Для этого подвида ММШ характерна письменная формулировка участниками группы всех путей решения проблемы. Обсуждающие записывают собственные идеи, а после обмениваются листками. Подобные действия позволяют мысли, выдвинутой одним человеком, получить свое развитие с помощью интеллекта и фантазии других людей. Свою эффективность данная методика особенно ярко показала на одном из собраний фармацевтов. Собравшись на совещание, где обсуждалось создание нового продукта, они, после совмещения двух записок, смогли разработать уникальный продукт. Им стал шампунь-кондиционер, то есть продукт 2-в-1.
- Использование учебной доски. На нее прикрепляются листочки, заполненные обсуждающими какую-то проблему. Результаты подобного интеллектуального штурма не только наглядны, но и могут быть легко скомбинированы и отсортированы.
- Японская методика. Этот способ мозговой атаки был изобретен Кавакитой совместно с Кобояши и назван ими рисовым градом. Подобная методика предполагает приход всех участвующих в мозговом штурме к единому результату. При применении данного способа люди заполняют карточки, отражая на них свой вариант решения вопроса. После этого все листки группируются в разрезе изложенных на них вариантов, что и позволяет получить единое видение проблемы.
- Метод Дельфи. Это специализированный способ. Его используют для прогнозирования экономических и социальных процессов. При реализации метода Дельфи участниками заполняются карточки, с которыми могут ознакомиться все члены коллектива (в него может входить от 10 до 150 человек).