Чтобы ответить на вопрос, почему и как происходит развитие, следует, прежде всего, ответить на вопрос, что мы понимаем под развитием как таковым. В обыденном использовании это слово у нас, безусловно, ассоциируется с совершенствованием, но в научном контексте, содержание более многозначно. Например, мы говорим: «процесс деградации развивается». Что же мы вкладываем в это? О чем говорим? Естественно, совершенствованием такое не назовешь. Поэтому и рассмотрение процесса развития человека, требует некоторых изначальных уточнений.
Остановимся на одном из таких условий, которое само по себе представляет одну из теорий, а вернее – метатеорию, рассматривающую человека в качестве объекта материально-духовной природы Вселенной. Сегодня эта проблема является предметом сциентологического исследования, по причине того, что никакая отдельно взятая наука современности не может дать исчерпывающих ответов на вопросы человеческой эволюции.
Если же мы ограничим рамки рассмотрения вопроса проблемами традиционного, социологическо-психологического предметного поля, то следует иметь ввиду, что в этом смысле мы будем иметь дело с анализом чего-либо (индивида, в данном случае), изначально существующего в определенном начальном состоянии.
На сегодняшний день наиболее популярны теории развития личности (или же концептуальные точки зрения, обобщающие несколько теорий), которые весьма противоречивы и, к тому же, недостаточно разработаны. Эта неразработанность объясняется тем, что все они представляют собой, по словам одного из самых известных исследователей данной проблемы, А. Маслоу, «абстракции высшего уровня».
Назовем и рассмотрим некоторые из них.
Психосексуальная теория развития человека (З. Фрейд), в качестве доминирующих факторов, определяющих личностное развитие, особо выделяет такие как влечение, эмоциональный комплекс и особенности полоролевого поведения индивида. При этом З.Фрейд и его последователи выделяют пять основных стадий развития личности.
В такой теории развития личности, как психосоциальный анализ, ее авторы (Э.Эриксон, Д.Б. Эльконин), в отличие от З.Фрейда, доминантой развития видят социальный аспект. Господствующими факторами этого процесса являются социально-исторические и культурно-духовные аспекты. Так, по Эриксону, каждый этап развития человека связан с преодолением определенного конфликта, природа которого зависит от возраста, внешних причин и многих других мотивов. Например, школьные конфликты, как правило, часто сводятся к преодолению противоречий, которые возникают у подростка между чувством неполноценности и трудолюбием, пониманием принципов свободы и непониманием роли моральных критериев поведения, ограничивающих эту свободы и т.д.
В теории развития личности известного французского психолога и педагога Ж. Пиаже главным критерием развития определяется интеллектуальная, познавательная сфера, поэтому и концепция Ж. Пиаже получила наименование когнитивной. Особую известность эта теория приобрела во время научной полемики с выдающимся советским педологом Л. Выготским. Предметом дискуссии был вопрос о первичности и вторичности развития и образования. По мнению Ж. Пиаже, каждая возрастная стадия содержит некие ограничительные пределы развития познавательного потенциала человека.
Выготский же и его последователи — П.П. Блонский и А.Н. Леонтьев — в рамках деятельностной теории развития личности утверждали, что таковые пределы практически преодолимы при помощи внешних факторов, каковыми могут выступать в первую очередь воспитание и образование.
Л. Кольберг, на основе взглядов Ж. Пиаже, обосновал теорию развития, основными критериями в которой выступают показатели нравственного характера. При этом утверждается, что между интеллектуальным и нравственным существует прямая зависимость. В этом смысле выделяются предконвенциональный и постконвенциональный этапы развития личности, которое, по мнению представителей данного учения, завершается к 25 годам.
Бихевиористическая, или поведенческая доктрина (Л. Кольберг), рассматривает развитие личности как перманентный процесс увеличения и расширения ее ролевого набора, которое достигается обучением.
Гуманистическая теория (К. Роджерс, А. Маслоу) рассматривает человека как самоцель развития человечества в целом. По их мнению, очень сложно установить какие-либо закономерности в динамике такого сложного феномена, каковым является человек, личность. Поэтому он (человек) представляет собой самоценное, развивающееся по собственным закономерностям создание, в логику развития которого вмешиваться не следует вообще, можно только к ней приспособиться.
На сегодняшний день не сложилось единого взгляда на проблему развития личности. Кроме того, представления о возможностях и способностях человека стремительно изменяются, а потому меняется и видение этих процессов. Указанные теории рассматривают только отдельные аспекты личностного развития.