Перейти к содержанию

Отечественный бизнес: между ВТО и Таможенным альянсом.

Бизнес

Причина — неодновременное прибавление всех членов Таможенного единения к ВТО.

Со времени входа РФ во Мировую коммерческую организацию (ВТО) прошел год. Эйфория, сопряженная с завершением двадцатилетних переговоров, легла. Тем временем в рядах специалистов обозначался солидный раскол: часть из них как и раньше приветствуют прибавление страны к ВТО, их оппоненты полагают, что участие в компании сводит на нет все превосходства, которые должен бы доставить бизнесу и экономике не так давно заработавший Таможенный альянс (ТС).

Щекотливо, двери открываются

РФ стала членом Таможенного единения 1 августа 2010 года. В тот же день к ТС подключился Казахстан, еще спустя 5 суток — Беларусь. Резон интеграции состоит в первую очередь в том, что при обоюдной торговле участники единения не используют друг к дружке ограничения финансового характера, и в том числе таможенные пошлины.

По сути, Таможенный альянс РФ, Белоруссии и Казахстана повысился из иного соединения — Евразийского финансового общества (ЕврАзЭС), устроенного в 2000 году в Астане главами Белоруссии, Казахстана, РФ, Киргизии и Таджикистана. «ЕврАзЭС и Таможенный альянс — это своего рода кукла, где Таможенный альянс — кукла небольшая, а ЕврАзЭС — огромная. При этом для Таможенного единения свойственна не менее глубочайшая интеграция», — разъясняет главный директор аналитического центра «ВТО-Информ» Е. Корчевой.

Глобальная торговая организация — соединение существенно не менее крупное: ее участниками считаются 157 стран. Основной принцип ВТО — обеспечение всем ее участникам режима самого большого благоприятствования во обоюдной торговле. Например, речь в данном случае идет о понижении, а в ряде всевозможных случаев — и об устранении заградительных пошлин. Так что, вступив в ВТО, РФ, практически открывшая собственные границы для бизнеса Белоруссии и Казахстана, раскрывает двери и для прочих 156 стран.

Фактичный беспорядок

Нормативных противоречий одновременное участие в 3-х таких организациях внутри себя не несет. Контракт о функционировании Таможенного единения представляет, что нормы ВТО, касающиеся сферы управления единения, делаются частью его законный системы. Если договором ВТО определены другие требования, чем предположенные договорами ТС, используются требования ВТО. В то же время контрактом учтено, что если какая-нибудь сторона не считается членом Глобальной компании, она имеет право отходить от утверждений договора в части, не сходящейся с законный технологией Таможенного единения.

Тут и гнездятся вероятные противоречия, так как первоначально ожидалось, что все участники Таможенного единения будут входить во Мировую коммерческую организацию синхронно. В то же время Беларусь и Казахстан еще не примкнули к ВТО. С одной стороны, это значит, что они могут возобновлять вести обычную протекционистскую политику, с иной — они оказываются в очень нерентабельных условиях из-за возникновения новой конкуренции на рынке России.

Важно и то, что реализация требований ВТО далеко не всегда вероятна из-за простого неведения таможенными услугами свежих устройств. «Нормы ВТО регламентированы Ведущим договором по тарифам и торговле — ГАТТ. И вот, представьте, когда я довожу к таможеннику, который сидит на границе, он даже слово «ГАТТ» не знает. На все мои резоны он заявит: «Что ты бранишься?» — острит генеральный директор компании «Кастомс Рус», член Германо-российской внешнеторговой палаты Андрей Кириенков. По его словам, бизнес в настоящее время располагается в «фактичном беспорядке» и понадобится около 8 лет на то, чтобы технология заработала без перебоев.

Стоимость синхронного входа

Во всем мире есть образцы одновременного членства стран в ВТО и областных финансовых альянсах. По такой схеме проживают, к примеру, США, Канада и Мексика (союз Зона) в Южной Америке; Аргентина, Бразилия, Уругвай и Венесуэла (Меркосур) — в Северной. Со слов Е. Корчевого, соединять наличие в нескольких соединениях им получается потому, что они все считаются участниками ВТО. Кроме того, критерии входа в организацию у них первоначально были не менее оптимальными и менее безжалостными, чем у РФ.

По словам старшего специалиста финансовой компании «Риком-Траст» Вячеслава Стаханоого, участие в ВТО подорвет нужные процессы интеграции на постсоветском пространстве. «В связи с почти трехкратным понижением средневзвешенного ввезенного тарифа в целом неясно, как будет работать Таможенный альянс», — подчеркивает специалист.

Глобализация против бюрократии

Тем не менее, звучат и не менее оптимистические соображения. Так, президент всероссийской публичной компании низкого и среднего бизнеса «Защита РФ» по экспертно-аналитической работы Вячеслав Корочкин полагает, что вступление в ВТО в общем несет в себе больше плюсов для отечественного бизнеса. Большой бизнес, согласно его заявлению, обычно, локален. «Таким образом он или не пострадает от входа в РФ в организацию, или выиграет благодаря расширению набора, возникновению свежих технологий и возможности думать не менее глобально», — показывает Корочкин.

Позитивным полагает специалист и тот факт, что вступление в ВТО принудит Россию гармонизировать собственное законодательство и освободиться от лишнего управления. Что касается одновременного присутствия в Таможенном объединении, то неприятность тут, со слов специалиста, может появиться лишь одна: «Отечественная бюрократия предпримет попытку применять Таможенный альянс для хранения старых модификаций управления экономики». «ВТО — это пока чисто вероятные возможности, которые не оперативно будет можно преобразовать в очевидные финансовые выгоды», — сходится генеральный директор консультационной компании «Финэкспертиза» Агван Микаэлян.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *