Прежде чем ответить на вопрос, кто такие агенты социализации, следует разобраться с вопросом, что такое само по себе явление – социализация. Истоки этого понятия восходят к трудам Огюста Конта, хотя само слово употреблялось и до него. Но именно Конт дал этому термину по-настоящему научное объяснение. Являясь основоположником социологии как научной сферы, он объяснил процессуальный характер становления человека как личности. Вот именно с этих позиций необходимо рассматривать все институциональные и неинституциональные образования, действующие в пространстве социума.
Процессуальный характер социализации заключается в том, что она представляет собой происходящее в социальном времени и социальном пространстве освоение человеком установленных в обществе ценностных систем и критериев поведения, его образцов и стереотипов, а также знаний и навыков. Все это в совокупности помогает человеку эффективно адаптироваться к динамичным изменениям социальной среды и выполнять в ней определенные функции.
Почему здесь присутствуют категории социального времени и социального пространства? Ответ состоит в том, что эти параметры отличаются от своих аналогов в физическом смысле — времени и пространства. Если физическое время однонаправленно, равнотекуче, необратимо, то время социальное может иметь обратный ход, оно неравномерно в своем течении. Пространство социума также отлично от физического, здесь нет пространственной однозначности «далеко-близко», «высоко-низко» и так далее. Вот этими особенностями и определяется подход, в рамках которого мы можем определить понятие «агенты социализации».
В самом простом представлении это те субъекты, которые помогают человеку усвоить выше названные ценности бытия. В физическом выражении агенты социализации — это конкретные люди, организации, учреждения и среды, которые определяют характер и содержание процесса усвоения ценностей (или антиценностей) человеческого общества. Следует иметь в виду, что в качестве агентов могут выступать субъекты, не обладающие физическими признаками. Это законы, нормы, традиции, то есть то, что само по себе выступает объектом социализации. Таким образом социализация имеет в определенном смысле замкнутый характер: человек усваивает нечто при помощи тех критериев, которые содержит это нечто. Так, например, чтобы человека сделать законопослушным гражданином, он должен изначально жить в пределах регулируемого законом пространства. И только потом он может усваивать критерии и частности поведения в этом пространстве.
Этот феномен социализации заключается в том, что в ее ходе выделяют первичный и вторичный этапы.
На первичном этапе человек, как правило, усваивает базовые для любого принципы и нормы социальной жизни и приобретает простейшие навыки социального взаимодействия. На этом этапе важнейшую роль играют такие агенты социализации, как родители, коллектив детского сада и воспитатели, школа и учителя, окружение маленького человека на улице и др.
На этапе вторичной социализации происходит дальнейшее развитие процесса социализации, которое характеризуется усложнением содержания усваиваемых ценностей и норм и включением механизма социальной идентификации и социальной адаптации. Этот процесс в большей степени связан со становлением личности, приобретением человеком социально значимых качеств. Здесь на первый план выходят такие агенты социализации личности, как учебный и трудовой коллективы, социальное окружение, возникающее на основе общности интересов, ценностей и других факторов.
Важное различие между этапами состоит еще и в том, что если на первичной стадии социализация протекает в основном в рамках межличностных контактов и институализированных форм, то на вторичном этапе ее протекание происходит несколько иначе. Здесь стремительно увеличивается количество неинституциональных агентов, при этом нередко их влияние является не меньшим, чем у агентов институциональных.
Поэтому уместно рассмотреть и отличие между ними. Как правило, агенты и институты социализации, как ее факторы, действуют вместе, причем не всегда тот или иной институт является агентом. Институтом социализации является система устойчивых, долговременных, достаточно стабильных во времени и пространстве образований, в рамках которых происходит становление человека как личности. Основными институтами, характерными для большинства типов обществ, являются институт образования, воспитания, социального обеспечения, охраны матери и семьи, гражданства и иные.